2022: ДОВЕРИЕ
2018: ЛИКОВАНИЕ
2016: КЭШ
2013: ЭКРАН
2011: ЧУЖЕСТРАНЦЫ
2009: АМЕРИКА
2007: ДОМ
2005: ЛЮБОВЬ
2003: ЕДА
2001: ТАКТИЛЬНОСТЬ
1999: ПРОВИНЦИЯ

Тактильность: между Европой и Азией

Проект реализуется:
региональным общественным благотворительным фондом «Центр Современного Искусства» г. Самара

При поддержке:
Института Открытое Общество, Stuttgarter Kunstverein e. v. , HOPPE-RITTER KUNSTFORDERUNG, Департамента международных и межрегиональных связей Администрации г. Самары, Администрации г. Штутгарта, Областного историко-краеведческого музея им. П.Алабина, «Билайн-Самара».

Время проведения:
14—19 августа 2001 года

Тактильность — ощущения от прикосновения — центральная тема, исследуемая участниками биеннале. Выбор темы связан с определенным кризисом в арт-мировоззрении, ориентированном на словесно-визуальную репрезентацию действительности. В этой ситуации осязание рассматривается как степень искренности.

Проект направлен на развитие нового «пункта креативного обмена», рассматривающего взаимовлияние основных тенденций современного искусства Европы и Азии.
Суть мероприятия состоит в проведении двух недельного творческого практикума в селе Ширяево, Самарской области, с участием деятелей СИ из России, Европы и Азии. В течении этого времени (4 — 15 августа) создаются совместные и индивидуальные художественные произведения, которые презентуются в заключительной акции (16 августа). Теоретическая часть представляется в рамках симпозиума (16 — 19 августа). По итогам работы издан каталог.

Анализируя опыт одноименного практикума 1999 года, можно сказать, что вопросы о позиционировании центров и периферий интернациональны и волнуют всех деятелей искусств; евроазиатская тематика интересна не только для приглашенных профессионалов, но и для регионального мультикультурного контекста; презентация только что созданных произведений делает событие уникальным.

… интерес, современных художников к тактильной сфере, по-видимому, вызван тем немаловажным обстоятельством, что источником более насыщенного, более глубокого опыта восприятия предметного мира являются наши тактильные ощущения, ощущения, возникающие в результате соприкосновения различных тел друг с другом.

Сегодня эту интуицию пытаются развить и многие теоретики современного искусства, которые полагают, что в «фантасмагорическом сенсориуме нашего времени идет непрерывная борьба с привилегиями аудио-визуальной информации

Галим Маданов, Зауреш Маданова

…Ширяевская биеннале задумывалась не только как новая точка позиционирования в рамках художественной системы, а скорее — как творческая лаборатория, где искусство — опыт проживания, где важным приоритетом является создание культурного продукта именно в это время, в этой ситуации и на этой территории.

Ширяевская биеннале организуется, как двух недельный творческий практикум, с финальной презентацией работ и теоретической частью для обсуждения происходящего события в контексте современной евразийской арт-сцены.

Неля Коржова