О Ширяевской биеннале

Ширяевская биеннале организована в 1999 году самарскими художниками Нелей и Романом Коржовыми при активном участии Ханнса-Михаеля Руппрехтера и Штуттгартского союза художников (Stuttgarter Kunstverein e. V.) из Германии и группы художников из Казахстана под руководством Рустама Хальфина.

Биеннале проводится в старинном российском селе Ширяево на берегу Волги — одном из самых красивых мест Самарской луки, окруженным со всех сторон Жигулевским заповедником.

С самого начала и до 2013 года организатором биеннале был основанный Коржовыми Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства».

С 2007 года соорганизатором биеннале стал Приволжский филиал Государственного Центра Современного Искусства.

С 2016 года организатором биеннале становится Средневолжский филиал Государственного Центра современного искусства и РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Самарской области.

Начавшись как экспериментальный проект, Ширяевская биеннале сегодня стала самым известным в международном сообществе проектом Самарского региона в сфере современного искусства. Целью этого эксперимента было устроить «встречу» современного искусства с традиционным и прагматичным укладом жизни волжского села. Стратегия Ширяевской биеннале направлена на поиск новых форм коммуникации современного искусства в социальной среде и развитие перспективных тенденций визуального искусства в глобальном контексте. В разное время участниками биеннале становились художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Австрии, Италии, Литвы, Эстонии Армении, Дании, США, Нидерландов, Сингапура, Норвегии.

Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент в области современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента — дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт-рынка. Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации — «Номадическое шоу». Ширяевская биеннале предлагает альтернативу не только традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба», но и стратегию независимости от вертикали власти в искусстве.

Центральное событие биеннале — «Номадическое шоу» — это симбиоз двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадическое». Действие происходит только один день в течение 7–8 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет персональное время для презентации. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, осваивая все новые очаги искусства. Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей — начинается от пристани и заканчивается в горах.

Парадоксальным образом, экспериментаторский дух Ширяевской биеннале стал традицией, была выработана жизнеспособная формула «эксперимент-традиция-эксперимент». До 2013 года идейной основой этого эксперимента было исследование «культурных стереотипов» на границе выбранной геополитической рамки — «между Европой и Азией», которая, в сущности, также является сложившимся и часто употребляемым штампом в политике, культуре, экономике и др.

Список биеннале по годам:

1999 год — «Провинция: между Европой и Азией»
2001 год — «Тактильность: между Европой и Азией»
2003 год — «Еда: между Европой и Азией»
2005 год — «Любовь: между Европой и Азией»
2007 год — «Дом: между Европой и Азией»
2009 год — «Америка: между Европой и Азией».
2011 год — «Чужестранцы: между Европой и Азией»
2013 год — «Экран: между Европой и Азией»
2016 год — «Кэш»

C 2016 года Ширяевская биеннале расширяет рамки «между Европой и Азией» до глобального контекста и меняет периодичность проведения с нечетного года на четный. Тема «Кэш» — вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения людей друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка.

Специальная программа биеннале, включающая выставки, семинары и другие события, проходит на большинстве крупных площадок Самары и транслирует смыслы, вырабатываемые биеннале, в город, органично развивая особый модус существования Самары, как города, расположенного на одном берегу Волги, но черпающего силу и вдохновение с другого берега, из Жигулевского заповедника.

Концепция

Сегодня как никогда тема «наличных» актуальна в ситуации виртуальных платежей, при которой мы все вынуждены жить в долг. Эта новая реальность приобретает тотальный характер через систему кредитов и обостряет непосредственную зависимость каждого от непрерывного роста инфляции и бесконечных кризисов. Каждый человек жаждет накоплений как гарантии безопасности и свободы, но если раньше кредит основывался на партнёрском доверии и рисковал дающий, то сейчас ситуация прямо обратная: рискует прежде всего заёмщик. Произошла явная подмена понятий. «Креди́т» восходит к лат. «credere», что означает «доверять». Именно «солидарность» была изначальной основой взаимоотношений долга.

Искусство последних тридцати лет реагирует на эту мутацию акцентированным отказом от материального воплощения произведения, которое все меньше выражено через предмет, и всё больше обращается к коммуникативным функциям. Визуальность ускользает, тяготеет к процессуальности, тому, что нельзя пощупать. Эта стратегия направлена на поиск новых визуальных кодов и форматов диалога. Отрицая апробированные формы зрелищности, она ищет возможность показать нечто большее. Обострился конфликт между экономическим и аксиологическим. Глобализм не допускает самобытности как таковой, перемалывая индивидуальное желание в сетевой продукт коллективных желаний. Этот болезненный вопрос затрагивает аутентичность автора, художественные инициативы и институции. Даже музей, с которым традиционно связывался вопрос об автономии произведения, перестаёт быть местом гарантированной безопасности. Теракт в Пальмире явил новую, страшную реальность — хранилище сокровенного оказалось в эпицентре взрыва.

В то же время нельзя не замечать, как система современного искусства использует художественные события для достижения экономических и политических целей. В этой связи фигура «живого» художника становится тем самым «кэшем». Выступая объектом и субъектом исследования и построения новых ценностей искусства, он «здесь и сейчас» обнажает основы взаимоотношений между государством, рынком и обществом.

Говоря о жизни в долг, нельзя обойти стороной тему общего долга, ответственности, лежащей в поле коллективного бессознательного. Художник готов сделать эту тему зримой через наивный и щедрый жест дарителя. Возможно, «наивность» (понятая как самость творца, неравного самому себе) и есть тот «кэш», который лежит в основе культуры народов. «Наивность» можно рассматривать как платформу открытости и солидарности, которая помогает жить, а не выживать в условиях постоянной борьбы. И там, где отчаяние сталкивается с инаковостью, художник готов брать на себя эту ответственность. Доминика Скутник и Марек Франковски (Польша) в проекте «Брилианты для горы: ожерелье» переосмысляют понятие материальной «ценности», как концептуальное подношение Природе, внедряя подлинные бриллианты в Жигулевские горы в окрестностях села Ширяево. В результате обычные камни природы и обработанные, драгоценные камни оказываются в тесном соседстве. Обыгрывая традиции и эстетику лэнд-арта 60-х, авторы поднимают вопрос о непосредственной «стоимости» арт-объекта в денежном выражении, «ценности» произведения искусства или же его утопическом «бескорыстном» начале, неприводимости к знаменателю наличных денег.

Антон Раков и Юлия Ратиева (Самарская группа «Радизайн») представляют кинематической проект «Larifuga — проект бродячей мастерской». Авторы работают с такими сущностными понятиями, как «место» и «время», представляя их в едином движущемся объекте, где зритель может быть модератором движения.
«Жесткий леденец», работа австро-германской группы «Клуб Фортуна» (Курдвин Аюб, Ксения Лесьневски, Юлия Рублов, Сара Стернат, Нана Мандл) обыгрывает образ зубов как символа счастья, жизненной силы и богатства и одновременно «интерфейса» между страхом утраты и бренности. Идея проекта, по словам авторов, «проникнуть в полость рта, чтобы ощутить вкус России».

Солидарность является основой творческого исследования группы из Норверии и швеции «Serious CollisionInvestigation Unit» (Феликс Гмелин, Алан Армстронг, Йоаким Форсгрин, Микаеэль Горальски, Аманда Харсмар, Ронак Моштаги, Кьерсти Аустдаль).

В перформансе «Антимиры» по мотивам стихотворения Андрея Вознесенского авторы из США Адам Роуз и Эйприл Поллард, называющие себя Antibody Corporation, исследуют концепцию «физической валюты» как идеи «телесного обмена», используя местный ландшафт в качестве символа «общего тела Земли». Художники ставят целый ряд вопросов: какую форму примет этот обмен — будет ли он осуществляться в общепринятых рамках института наемного труда, где на продажу выставляется трудоспособность потенциального работника? Или же в более прямолинейной и грубой форме рабства? А можно ли танец, уподобив его деньгам, сделать посредником «телесного обмена»?»

В проекте Ольги Киселевой (Франция) «Ширяевская валюта» реальность денежной̆ единицы смешивается с ее виртуальной ценностью, а современные стратегии с традиционными технологиями. Что происходит с этическими ценностями, когда экономические переживают крах? Отметим, что в постиндустриальной современности деньги как таковые представляют собой вымышленную категорию, лишенную материального эквивалента и являющие собой абстрактную ценность. Мы наблюдаем период их явной мутации. В то же время, деньги служат уникальным объединяющим феноменом и потому каждое сообщество имеет возможность выпустить собственные деньги.

Неля Коржова, куратор основного проекта IX Ширяевской биеннале

Команда
Роман Коржов
комиссар
Неля Коржова
куратор основного проекта
Андрей Сенаторов
координатор, переводчик
Константин Зацепин
PR-менеджер, координатор специальной программы
Анна Коржова
координатор
Елена Богатырева
координатор симпозиума «О музее нематериального»
Анастасия Альбокринова
дизайнер
Петр Гридин
фотограф
Организаторы и учредители
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Правительство Самарской области
Государственный центр современного искусcтва
Министерство культуры Самарской области
Государственный центр современного искусства
Год Российского Кино
Основные партнёры
Администрация городского округа Жигулевск
Тренинг-центр «Деловая Волга»
Благотворительный фонд В.Потанина
Самарский областной художественный музей
Са­марс­кий го­су­дарст­вен­ный ар­хи­тек­тур­но-стро­и­тель­ный уни­вер­си­тет
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина
Holiday Inn Samara
Газбанк
Союз журналистов России
Гостиница «Бристоль-Жигули»
Russ Outdoor
Международные партнёры
Посольство Австрии в Москве
Bundesministerium für Bildung
AKFMO
SwedenAbroad
Välkommen till Konstnärsnämnden
Iaspis
OCA: Office for Contemporary Art Norway
La France en Russie
Institut français de Russie
Alliance française Samara
European Cultural Foundation
A Gentil Carioca
Kunsthøgskolen i Oslo
Singapore International Foundation
Creative Industries Fund NL
Информационные партнёры
Эхо Москвы
The Art Newspaper Russia
ArtTube
Журнал ДИ
Aroundart
Издательский дом Коммерсантъ
Colta
ЦИРК «ОЛИМП»
Новая Газета в Поволжье
Большая Деревня
Собака.ru
Волжская коммуна
СамКульт
Другой город
Радиостанция  «Радио Культура»
Самарская газета