О Ширяевской биеннале

Ширяевская биеннале организована в 1999 году самарскими художниками Нелей и Романом Коржовыми при активном участии Ханнса-Михаеля Руппрехтера и Штуттгартского союза художников (Stuttgarter Kunstverein e. V.) из Германии и группы художников из Казахстана под руководством Рустама Хальфина.

Биеннале проводится в старинном российском селе Ширяево на берегу Волги — одном из самых красивых мест Самарской луки, окруженным со всех сторон Жигулевским заповедником.

С самого начала и до 2013 года организатором биеннале был основанный Коржовыми Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства».

С 2007 года соорганизатором биеннале стал Приволжский филиал Государственного Центра Современного Искусства.

С 2016 года организатором биеннале становится Средневолжский филиал Государственного Центра современного искусства и РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Самарской области.

Начавшись как экспериментальный проект, Ширяевская биеннале сегодня стала самым известным в международном сообществе проектом Самарского региона в сфере современного искусства. Целью этого эксперимента было устроить «встречу» современного искусства с традиционным и прагматичным укладом жизни волжского села. Стратегия Ширяевской биеннале направлена на поиск новых форм коммуникации современного искусства в социальной среде и развитие перспективных тенденций визуального искусства в глобальном контексте. В разное время участниками биеннале становились художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Австрии, Италии, Литвы, Эстонии Армении, Дании, США, Нидерландов, Сингапура, Норвегии.

Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент в области современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента — дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт-рынка. Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации — «Номадическое шоу». Ширяевская биеннале предлагает альтернативу не только традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба», но и стратегию независимости от вертикали власти в искусстве.

Центральное событие биеннале — «Номадическое шоу» — это симбиоз двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадическое». Действие происходит только один день в течение 7–8 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет персональное время для презентации. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, осваивая все новые очаги искусства. Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей — начинается от пристани и заканчивается в горах.

Парадоксальным образом, экспериментаторский дух Ширяевской биеннале стал традицией, была выработана жизнеспособная формула «эксперимент-традиция-эксперимент». До 2013 года идейной основой этого эксперимента было исследование «культурных стереотипов» на границе выбранной геополитической рамки — «между Европой и Азией», которая, в сущности, также является сложившимся и часто употребляемым штампом в политике, культуре, экономике и др.

Список биеннале по годам:

1999 год — «Провинция: между Европой и Азией»
2001 год — «Тактильность: между Европой и Азией»
2003 год — «Еда: между Европой и Азией»
2005 год — «Любовь: между Европой и Азией»
2007 год — «Дом: между Европой и Азией»
2009 год — «Америка: между Европой и Азией».
2011 год — «Чужестранцы: между Европой и Азией»
2013 год — «Экран: между Европой и Азией»
2016 год — «Кэш»

C 2016 года Ширяевская биеннале расширяет рамки «между Европой и Азией» до глобального контекста и меняет периодичность проведения с нечетного года на четный. Тема «Кэш» — вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения людей друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка.

Специальная программа биеннале, включающая выставки, семинары и другие события, проходит на большинстве крупных площадок Самары и транслирует смыслы, вырабатываемые биеннале, в город, органично развивая особый модус существования Самары, как города, расположенного на одном берегу Волги, но черпающего силу и вдохновение с другого берега, из Жигулевского заповедника.