«Состояние „ликования“ является желанным для всех. Это то, чего мы хотим хотеть.
Тема этого года обобщает творческие практики „прохождения“ Ширяевской биеннале, подводя ее итог. С 1999 года презентация основного проекта биеннале проводится в селе Ширяево, расположенном на берегу Волги в долине Жигулевских гор, как однодневная
Изначально эта форма презентации была придумана как альтернатива концепции „белого куба“, но ее жизнеспособность во времени прокладывает путь к независимости от вертикали власти в искусстве. Во время пути происходит перерождение „зрителя“ в „творца“, объединяя всех участников действа в единое синтетическое „произведение“. Это общее тело пейзажа, колышущееся в чашке гор, заполняющее собой все контекстные „пустоты“ ликованием, может быть альтернативой протестным движениям, на которые толкает художника мир социальной разобщенности.
В фокусе внимания биеннале — осмысление проявлений ликования в движении тела, звука, природной стихии. Возникновение этого желания как такового. Это разговор о поиске „рая“, который всегда потерян. „Рай“ в городе, где все „
Но когда же он был, этот золотой век? и где пути к нему? В памяти всплывает потрясающая история
Античность создавала города, но, странным образом, сегодня корни этого явления мы более всего можем обнаружить в маленьких местечках — например, в „деревне“. Это понятное для всех устройство социума, с простой формой бытования в непосредственном контакте с природной средой, где формируется свой собственный свод законов, основанный на доверительных и безопасных способах коммуникации, где еще возможен контакт „из рук в руки“, где еще могут проходить ритуалы объединения вне политического контекста. Где живы разнообразные бытовые обряды, крестные ходы, востребованы тропы для водопоя и другие совместные действа, спасающие от всеобщей догмы глобального мира. Часто эти зоны спасения лежат в зоне мистического, апеллируя к „высшему знанию“ и божественному началу. И в этой плоскости много параллелей с актуальным искусством, которое большинством считывается как язык закодированных знаков. Неизведанное можно противопоставить навязчивой политизированности современного искусства. Когда на вопрос „зачем это делается?“ даётся понятный ответ — для борьбы с системой. Парадоксально, что такие проекты обычно производятся на средства этой же системы. Значит, ей выгодно ставить художника в заведомо вторичную позицию вынужденного реагирования. Но если опять настали „средние века“ с разомкнутостью общественных договоров, может быть, самое время создать ситуацию единения в движении ликования. Радость вместо подавленности породит иные настроения. Это важно на фоне и трещащего про всем швам механизма маркетинга, и террористических актов настоящего. Быть может, этот опыт приведет нас к новому типу отношений, основанному на гуманистических ценностях и новый модернизм станет возможным.
Основной проект Ширяевской биеннале традиционно проходит в селе Ширяево, когда художники, проживая в домах местных жителей, погружаются в „простую жизнь“ как „безотносительную пустоту“, свободную от наработанного
В этой связи интересно рассмотреть историю места. На рубеже нулевых недалеко от Ширяево, в урочище „Каменной чаши“, был как бы заново открыт святой источник. Сейчас это явление активно продвигается как место исцеления и обрастает все новыми свидетельствами святости. Но местные жители вспоминают, что до развала СССР этот ручей использовался как водопой для скота.
Также существует информация о том, что движение Ледника остановилось недалеко от этого места, перед Жигулевскими горами, о чем свидетельствуют сохранившиеся там растения доледникового периода. В ситуации паломничества научный подход как бы остается в тени, отступая перед продвижением ближайшей истории.
Но так или иначе, мы имеем дело с неким „местом силы“, как в комнате из фильма „Сталкер“ Андрея Тарковского, где исполняются желания героев. И так же сложный путь к этому месту должен быть реально пройден, чтобы обрести точку опоры в себе самом.
Путь к себе и есть суть искусства как такового. Поэтому ликование часто имеет оборотную сторону — в виде тоски, тяги к безделью, непонимания себя в настоящем, ностальгии по самим себе прежним, или не реализованным вовсе… и, в конце концов, к созерцательности. Несмотря на то, что созерцательность основана на существующем, она так или иначе устремлена в будущее. Зрение захватывает как бы состоявшееся, то есть прошлое, однако, сознание смотрящего переформатирует отдельные фрагменты истории в контексте „здесь и сейчас“, закладывая вектор нового.
В целом Ширяевская биеннале ориентирована на зрелищные проекты, но наш принцип — не оставлять следов в ландшафте после события. Это не парк объектов. Один раз в два года это место само становится объектом для переживаний.
И все то, что мы испытываем, и есть событие».
Неля Коржова, куратор Х Ширяевской биеннале