30-дневный пробный период закончился
Если вы владелец этого сайта, купите Netcat Standard, чтобы получить полнофункциональную версию и техническую поддержку на год.
2022: ДОВЕРИЕ
2018: ЛИКОВАНИЕ
2016: КЭШ
2013: ЭКРАН
2011: ЧУЖЕСТРАНЦЫ
2009: АМЕРИКА
2007: ДОМ
2005: ЛЮБОВЬ
2003: ЕДА
2001: ТАКТИЛЬНОСТЬ
1999: ПРОВИНЦИЯ

Кинопрограмма «Вектор-68»

Кинопрограмма «ВЕКТОР-68»

Кинопрограмма «ВЕКТОР-68» в рамках специальной программы X МЕЖДУНАРОДНОЙ ШИРЯЕВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ЛИКОВАНИЕ»

Организатор: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО
При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Министерство культуры Самарской области
Генеральный партнер Фонд Михаила Прохорова
Издание каталога выставки осуществлено при поддержке Региональной дирекции РОСИЗО
Кураторы: Неля и Роман Коржовы (Россия, Самара)
21 сентября — 6 октября 2018

ТРК «Гудок», Самара, Красноармейская, 131, 3 этаж, налево от фудкорта, в помещении выставки «Ширяевская биеннале. Среднерусский дзен»
Куратор Роман Черкасов
ВХОД СВОБОДНЫЙ

В этом году исполнилось 50 лет «Красному маю» 68 года, когда студенческие волнения в Париже переросли в стихийную всеобщую забастовку, а затем в политический кризис, роспуск парламента и отставку президента-Де Голля. Так получилось, что именно молодежные бунты во Франции в 68 году символически аккумулировали целый ряд радикальных общественно-политических изменений, происходивших в мире в конце 60-х — начале 70-х, и стали мощным культурным знаком свершившихся перемен. И потому, по крайней мере в символическом смысле, 68 год можно считать началом современной эпохи — постиндустриальной и постмодернистской, эпохи, когда старый патриархальный уклад был нарушен, общественные нравы либерализировались, а левые идеи стали интеллектуальным мейнстримом.

68 год оказал сильное влияние на искусство — сферу, традиционно чутко реагирующую на смену общественных настроений и трансформацию идеологических парадигм. Однако, несмотря на популярность Мая 68-го в современной поп-культуре, его мифологизированный статус и историческую связь с кинематографом (толчком к протестам послужило увольнение директора парижской Синематеки, а одним из ключевых эпизодов был срыв Каннского фестиваля радикально настроенными режиссерами), кинокартин, непосредственно посвященных «Красному маю», не так много. Кинематограф осторожно подходит к событиям «Красного мая» и, зачастую балансируя между ностальгией и иронией, пытается дать им свою оценку.

Программа «Вектор-68» посвящена отображению Мая 68-го в киноискусстве. При составлении программы мы решили сосредоточиться не на фильмах-манифестах, напрямую транслирующих идеологию, легшую в основание «Красного мая», а на фильмах-размышлениях, которые делают его объектом интеллектуальной и художественной рефлексии.
В программу вошли пять фильмов, снятых режиссерами — современниками и очевидцами событий. Исчерпывающее киноэссе знаменитого французского документалиста Криса Маркера «Цвет воздуха — красный» дает картину подъема политических движений «новых левых» в 60-е годы и их последующего спада в 70-е. Поскольку молодежные протесты 68-го были явлением международным, охватившим многие страны и, помимо Франции, ярко проявившим себя также, например, в Италии, Чехословакии, Югославии и США, мы включили в программу один американский фильм — «Холодным взором» Хэскелла Уэкслера — снятый летом 1968-го в эпицентре антивоенных протестов и представляющий американскую версию «Красного мая».

Остальные три картины сделаны французскими режиссерами, в большей или меньшей степени близкими «новой волне». Жан-Люк Годар в фильме «Всё в порядке» подводит итог «Красному маю» и заодно завершает этой киноработой самый открыто политизированный и революционный период своего творчества. «Милу в мае» Луи Маля — нежный и язвительный взгляд на 68-й год и его роль в истории, брошенный режиссером с двадцатилетней дистанции. И, наконец, «Постоянные любовники» классика независимого кино Филиппа Гарреля, сделанный в каком-то смысле в качестве ответа картинно-декадентским «Мечтателям» Бертолуччи, представляет предельно деромантизированное свидетельство из первых рук — трезвое и печальное.

ПРОГРАММА

21 сентября, 19:00
«Всё в порядке».

Жан-Люк Годар, Жан-Пьер Горен, 1972, 1:35
В ролях: Джейн Фонда, Ив Монтан
Четыре года спустя после мая 68-го Годар переосмысляет события того времени и подводит им итог. История про забастовку на колбасной фабрике, разыгранная в духе Брехта и (случай для Годара почти исключительный) с двумя звездами мировой величины — Ивом Монтаном и Джейн Фонда — в главных ролях, становится для Годара инструментом анализа природы идеологии, политики и самого кинематографа.

22 сентября, 18:00
«В воздухе повеяло красным»
Крис Маркер, 1977/1993, документальный, 3:00

Трехчасовое скрупулезное документальное исследование об истоках мая 68-го и причинах его поражения. Монтируя хронику протестов, интервью, кадры из фильмов, Крис Маркер вписывает Красный май в историю революционных движений и пытается разобраться, почему студенческие бунты стали культурным знаком без реального содержания (второе название фильма — «Улыбка без кота»).

28 сентября, 19:00
«Холодным взором»
Хэскелл Уэкслер, 1969, 1:50

Режиссерская работа Хэскелла Уэксслера — оператора фильмов «Пролетая над гнездом кукушки» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». Уэкслер отправляется снимать кино в самую гущу американских протестов лета 68-го — в Чикаго. Документальная хроника гражданского противостояния монтируется с игровыми сценами кинокартины, актеры принимают участие в демонстрациях, а факт и вымысел вступают в сложную диалектическую игру.

29 сентября, 18:00
«Постоянные любовники»
Филипп Гаррель, 2005, 2:55

Стилизованная под «новую волну» ностальгическая картина Филиппа Гарреля — очевидца и участника событий революционного мая. Тогда, в 68-м, Гаррель снимал происходящее на камеру, впоследствии пленка была утрачена, и для «Постоянных любовников» он по памяти воссоздал отснятый материал.

6 октября, 18:00
«Милу в Мае»
Луи Маль, 1989, 1:47

Весной 68-го в загородном поместье умирает богатая аристократка, и на поминки съезжается целая армия наследников. В далеком Париже в это время проходят демонстрации и уличные бои, а в уютном загородном доме буржуа демонстрируют свое «скромное обаяние» и, сами того не зная, хоронят старую Европу. Соединяя традиции Чехова и Бунюэля, Луи Маль с двадцатилетней исторической дистанции бросает свой нежный и язвительный взгляд на события 68 года.