30-дневный пробный период закончился
Если вы владелец этого сайта, купите Netcat Standard, чтобы получить полнофункциональную версию и техническую поддержку на год.
2022: ДОВЕРИЕ
2018: ЛИКОВАНИЕ
2016: КЭШ
2013: ЭКРАН
2011: ЧУЖЕСТРАНЦЫ
2009: АМЕРИКА
2007: ДОМ
2005: ЛЮБОВЬ
2003: ЕДА
2001: ТАКТИЛЬНОСТЬ
1999: ПРОВИНЦИЯ

История ширяевской биеннале

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА. «ИСТОРИЯ ШИРЯЕВСКОЙ БИЕННАЛЕ»

28 августа — 27 сентября
ДК Ширяево
Выставка «История Ширяевской биеннале»
Кураторы — Неля и Роман Коржовы
ОТКРЫТИЕ — 28 августа, 11:00
ВХОД СВОБОДНЫЙ


Экспозиция выставки сформирована из фотографий и видеоматериалов с 1999 по 2013 годы и размещается на первом и втором этажах ДК Ширяево, включая экспозиционный зал и кинозал. Открывает экспозицию инсталляция Нели и Романа Коржовых, изображающая две горы, между которыми располагается Ширяево. В рамках выставки демонстрируется фильм Ханнса-Михаэля Руппрехтера «Мультивитамин-коктейль».

Историческая справка

Ширяевская биеннале организована в 1999 году художниками Нелей и Романом Коржовыми, руководителями Самарского регионального общественного благотворительного фонда «Центр Современного Искусства», при активном участии Ханнса-Михаеля Руппрехтера и Штуттгартского союза художников /Stuttgarter Kunstverein e. V./ из Германии и группы художников из Казахстана, под руководством Рустама Хальфина.

Начавшись как экспериментальный проект, Ширяевская биеннале, сегодня стала самым известным в международном сообществе проектом Самарского региона в сфере современного искусства. Целью этого эксперимента было устроить «встречу» современного искусства с традиционным и прагматичным укладом жизни волжского села. В разное время участниками биеннале становились художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Австрии, Италии, Литвы, Эстонии Армении, Дании, США, Нидерландов, Сингапура, Норвегии.

Фото: Мари-Элен Дюбрей

Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент в области современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента — дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт-рынка. Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации — «Номадическое шоу». Ширяевская биеннале предлагает альтернативу не только традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба», но и стратегию независимости от вертикали власти в искусстве.

Центральное событие биеннале — «Номадическое шоу» — это симбиоз двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадическое». Действие происходит только один день в течение 7–8 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет персональное время для презентации. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, осваивая все новые очаги искусства и вовлекая в свое шествие все новых участников. Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей — начинается от пристани и заканчивается в горах.

Парадоксальным образом, экспериментаторский дух Ширяевской биеннале стал традицией, была выработана жизнеспособная формула «эксперимент-традиция-эксперимент». Идейной основой этого эксперимента было исследование «культурных стереотипов» на границе выбранной геополитической рамки — «между Европой и Азией», которая, в сущности, также является сложившимся и часто употребляемым штампом в политике, культуре, экономике и др.

Список биеннале:

1999 год — «Провинция: между Европой и Азией»
2001 год — «Тактильность: между Европой и Азией»
2003 год — «Еда: между Европой и Азией»
2005 год — «Любовь: между Европой и Азией»
2007 год — «Дом: между Европой и Азией»
2009 год — «Америка: между Европой и Азией».
2011 год — «Чужестранцы: между Европой и Азией»
2013 год — «Экран: между Европой и Азией»

Специальная программа биеннале, включающая выставки, семинары и другие события, проходит на большинстве крупных площадок Самары и транслирует смыслы, вырабатываемые биеннале, в город, органично развивая особый модус существования Самары, как города, расположенного на одном берегу Волги, но черпающего силу и вдохновение с другого берега, из Жигулевского заповедника.

Ширяевская биеннале современного искусства с 2016 года расширяет рамки «между Европой и Азией» до глобального контекста и меняет периодичность проведения с нечетного года на четный.

Все художники Ширяевской биеннале с 1999 по 2016 годы:

Улли Берг, Ханс-Михаэль Руппрехтер, Андреас Бэар, Юрген Киерспель, Режис Пино, Марлен Пероне, Рустам Хальфин, Сергей Маслов, Георгий Трякин-Бухаров, Зауреш Маданова, Галим Маданов, Неля Коржова, Роман Коржов, Оксана Стогова, Франциско Инфанте, Нонна Горюнова, Анжела Арсинкей, Ванесса Хенн, Виктор Воробьев, Вито Паче, Герман Виноградов, группа «Тутти-фрутти», Евгений Рябушко, Елена Воробьева, Ерболсын Мельдибеков, Йонас Валаткевичус, Мартин Роджерс, Ната Морозова, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев, Кира Субботин, Наталья Сызганцева, Никита Волченков, Анна Орехова, Вито Паче, Илья Поляков, Наталья Елманова, Сергей Кривчиков, Алексей Зайцев, Штефан Кеперль, Сильвия Винклер, Елен Райн, Наталья Фомичева, Александр Овчинников, Елена Морозова, Питер Хаури, Елке Хаммельштайн, Ирис Хелльригель, Анатолий Осмоловский, Вазген Рахлавури-Тадевосян, Герд Видмайер, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Диего Саррамон, Наталья Самкова, Анна Орехова, Александр Корнеев, Алексей Каллима, Арпине Токмаджан, Сергей Баландин, Артем Ивашкин, Игнат Данильцев, Виталий Стадников, Олег Любославский, Светлана Субботина, Джо Ли, Юлия Жданова, Рюдигер Шестаг, Юрий Альберт, Анна Броше, Бертран Валле, Геро Гетце, Мари-Элен Дюбрей, Юлия Жданова, Ромен Жибер, Мари Картау, Алексей Кострома, Герт Мецгер, Сабин Пфайстерер, Эммануэль Родореда, Кришна Субрамания, Маре Тралла, Анфим Ханыков, Маттиас Холланд-Моритц, Александр Шиковски, Йохан Герберт Шледер, группа «Цветофор», программа «Escape», Георг Зайсс, Анна Коржова, Андрей Кузькин, Эмили Пиччеда и Валентин Сукке, Хаим Сокол, Оксана Стогова, Манфред Унтервергер, Вольфганг Шпет, Грета Вейбулл и Клас Эрикссон, Ингела Ирман, Калле Бролин и Кристина Мюнтцинг, Елена Дендиберя и Анатолий Гайдук, Яно Бергман, Андрус Йонас, Мартина Гейгер-Герлах, Катрин Зон, Барбара Карш-Шаеб, Роза Рюкер, Иван Лунгин, Пиа Мария Мартин, Сюзанна Миссершмидт, Астрид Нюландер, Калле Холк, Йоханна Карлин, Светлана Хегер, Катрин Хорнек, Мартиаль Вердье, Габриэль Ферачи, Левден Мартен, Сибилле Неве, Чиро Витале, Александр Зайцев, Михаил Лезин, Айвенго, Владимир Архипов, группа Serious Collision Investigation Unit Coalition: Феликс Гмелин, Алан Армстронг, Йоаким Форсгрин, Микаеэль Горальски, Аманда Харсмар, Ронак Моштаги, Кьерсти Аустдаль; Пауло Паэс; группа Radesign: Антон Раков, Юлия Ратиева; Дарья Емельянова, Дмитрий Кадынцев; группа ЖКП: Виталий Черепанов, Анна Минеева; Доминика Скутник, Марек Франковски; Antibody Corporation: Адам Роуз, Эйприл Поллард; Эрика Делленбах, Мерседес Стурм-Ли; Андре Талборн; Алексей Трубецков; Ольга Киселева; Алиса Николаева, Николя Куржон; группа S’ilTePlait: Бернар Тузе, Теофиль Пежу, Пьер-Лу Пивуа, Рафаэль Сайар; группа «Club Fortuna»: Курдвин Аюб, Ксения Лесьневски, Юлия Рублов, Сара Стернат, Мартен Хейкамп, Нана Мандл, Томас С. Чунг; группа U/n Multitude: Никита Спиридонов, Елена Зубцова, Илья Фомин; группа YUNRUBIN: Джоан Панг Руи Юн, Йонас Рубин; Мария Крючкова, Илья Саморуков.