НОМАДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ЛИКОВАНИЕ» 07.09 — 07.10.2018 в павильонах Ширяево

Организатор: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО
При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Министерство культуры Самарской области
Генеральный партнер: Фонд Михаила Прохорова
Комиссар биеннале: Роман Коржов
Художественный руководитель биеннале,
куратор основного проекта: Неля Коржова
Координатор биеннале: Константин Зацепин
Ассистент куратора: Анастасия Альбокринова

Состояние ликования является желанным для всех. Это то, чего мы хотим хотеть. В то же время феномен ликования — базовая форма многих культур и народов. Тема обобщает опыт Ширяевской биеннале, основанный на эксперименте движения. Это попытка найти путь к себе, где всё, что мы испытываем, и есть событие.

Центральное событие биеннале — выставка-путешествие «Номадическое шоу». Это название родилось из соединения двух понятий: европейского «шоу» и азиатского «номадическое», кочевого принципа жизни для освоения новых территорий. Пространством для показа произведений является пространство между двух гор, Волга, штольни, берег озера, деревенские улицы и дома. Зрители движутся по предложенному маршруту вместе с художниками. Номадическое шоу это противостояние не только доктрине «белого куба», но и структуре вертикали власти в искусстве.

На юбилейной биеннале впервые в течение месяца представлена номадическая выставка в домах местных жителей. Идея выставки родилась как расширение формата номадического шоу, традиционно проходящего в течение одного дня.
В структуре шоу есть несколько проходных линий, накладывающихся друг на друга и создающих подобие архитектуры танца, проектов в ландшафте и выставки в павильонах. Итоговая выставка аккумулирует все работы участников основного проекта биеннале на четырех площадках.

Экспозиция делится на 4 тематических павильона, каждый обобщает определенную форму опыта:

«ОПЕРА»

Базовой формой здесь является транскультурный проект «Шибболет» четырех художниц из Лондона: Наталии Викулиной, Наталии Скобеевой, Ани Чариков-Миклбург и Ани Моховой. Это некий код, известный только небольшой группе людей, которая пользуется им для передачи информации. На общем фоне глобализации люди пытаются сохранить свою самость. Современное искусство — яркий пример того, как люди организуются и говорят на определенном языке кодов. В своеобразном контрапункте с этой идеей вступают авторы из Самары Олег Захаркин, Кирилл и Максим Якунины, создавшие интерактивный объект «Комплекс ликования». Когда мы испытываем ликование? Когда нашли кошелек, полный денег. Или выпустили книгу. Индустрия рынка все время говорит нам: «Сделай вот так, и ты все время будешь ликовать». Художники сделали объект, пройдя через который, участник сможет испытать мнимое ликование через постоянную оплату чего-либо.

Проекты:

  • «Транс-культурный проект „Шибболет“, oпера oбъектов и людей». Инсталляция, видео.

Либретто: Наталия Скобеева (Бельгия-Великобритания-Россия);
Звук: Наталья Викулина (Великобритания), Наталья Скобеева;
Видео: Наталья Викулина;
объекты: Аня Чариков-Миклбург (Великобритания), Аня Мохова (Россия).

В проекте участвовали: Стефан Кёперль, Екатерина Исаева, Марсьяль Вердье, Лариса Олейникова, Олег Захаркин, Кирилл и Максим Якунины, Гуревич Александр, Кривуля Елизавета.

  • «Дочь Волги, моя Раса Рекха», Пьяли Гош (Индия). Видеодокументация перформанса.
  • «Комплекс ликования», Олег Захаркин (Россия, Самара); Кирилл Якунин (Россия, Самара); Максим Якунин (Россия, Самара). Инсталляция.
  • «Прыжок», Семен Воронов (Россия, Москва). Фотодокументация перформанса. В проекте участвовали: Даша Авдонина, Леша Ларин, Даша Тишко, Ася воронова, Ваня Чириков, Яннис Овакед, Карина Гусева.
  • «Эссенция Ширяево», Яннис Овакед (Франция). Инсталляция.
  • «Скрученное тело, это тело вращается», Зора Парк (Корея/Канада). Фотодокументация перформанса.
  • «Seх, glee and rock’n’roll», Стефан Кёперль (Германия). Объекты, фотодокументация перформанса.
«КЛУБ-68»

Десятая Ширяевская биеннале проводится в год, когда исполнилось 50 лет волнениям в Париже 1968 года, всколыхнувшим мир и оказавшим огромное влияние на культуру. Художественные и философские идеи, поднятые тогда, вывели общество на новый уровень.

Клуб-86 демонстрирует, как складываются дополитические связи и возможны ли они, в чем их сила? Сейчас мы переживаем время менеджеров — им кажется, что в искусстве можно навести порядок и установить справедливость. Но в искусстве нет справедливости, в нем нельзя победить.

Базовая форма в этом павильоне — проект «Хохот» группы из США (Эйприл Линн, Адам Роуз, Эфрен Аркойрис, Розе Эрнандес).

Проекты:

  • Проект «ХОХОТ», Antibody Corporation (Эйприл Линн, Адам Роуз) совместно с Burning Orchid (Эфрен Аркойрис, Розе Эрнандес) (США). Видеодокументация перформанса.
  • «Что есть счастье? / Совершенное блаженство», Марсьяль Вердье и Виргиния Рочетти (Франция). Видео.
  • Звуковой проект-инсталляция «FONTANA MIX», концерт «COMING TOGETHER!» (музыка Джон Кейдж, Мортон Фелдман, Элвин Люсье, Фредерик Ржевский), исполняет Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ): Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Глеб Хохлов (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель), Виктория Коршунова (руководитель) (Россия, Москва). Видеофрагменты выступлений.
  • «Alienация», Олеся и Роман Мюнд (Эстония). Фотодокументация перформанса.
«ЯСЛИ»

В 1999-м году в этом месте располагался детский сад. Позже здесь обосновался конюшенный двор для туристов. Нам эта связь показалась интересной. Ясли — место для домашних животных. И Христос родился в яслях. Можно сказать, что это «первый дом» для человека. Здесь творит дуэт художников из Италии Стефано Бергамо и Ренцо Дуранте. Стефано работает с античным наследием, делает фотоколлажи. Например, Посейдон с сумкой из «МакДональдса», прекрасные нимфы с заурядными предметами быта, орущий человек с макаронами изо рта. Античность — это же «детство человечества», его первые прекрасные шаги… в яслях и с улыбкой.

Проекты:

  • «Classic. 3.0», Стефано Бергамо, Ренцо Дуранте (Италия). Инсталляция, фото, объекты.
  • «Жертвы пейзажа», Движение «Ночь» (Анастасия Рябова, Варвара Геворгизова) (Москва). Фрагменты видеодокументации серии перформансов.
  • «Это не так просто, когда тяжело», Кайса Хааген (Норвегия/Швеция). Фотодокументация перформанса.
«ЮРТА» 

Юрта — это «движущийся» дом, связанный с идеей «Номадического шоу» как проживания через прохождение. Это сборно-разборный конструкт, в каком то смысле опережающий состояние природы сегодня. Юрта была придумана на заре целостностного опыта, до осознания метафизики нового мира. Как основа здесь будут представлены проекты художников Средней Азии: Ербосына Мельдибекова, Аятгали Тулеубека и Саодат Исмаиловой.

Проекты:

  • «Кино», Ербосын Мельдибеков (Казахстан). Объект, фото.
  • «Пересеченная местность», Аятгали Тулеубек (Казахстан / Норвегия). Видео.
  • «Языческая поэма», Саодат Исмаилова (Узбекистан). Видео.
  • «Явление Природы или 99 пейзажей с деревом», Андрей Кузькин (Москва). Фотодокументация перформанса.
  • «Территория отдыха», Шарль-Антуан Блез Метивье (Канада). Фотодокументация перформанса.
  • «Скачка», Мария Крючкова (Россия). Фотодокументация перформанса.
  • «Камни и птицы», Джина Сан Андрес Чоррес (Эквадор / Панама), соавтор Ася Воронова (Москва). Фотодокументация перформанса.