Мероприятие реализовано при финансовой поддержке Правительства Самарской области
ТЕМА 2016 ГОДА — «КЭШ»
Тема вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка. В рамках заявленной проблематики предполагается обозначить круг настоящих, аутентичных человеческих ценностей, присущих каждому, — и в маленьких локальных местах, и в глобальной ситуации сегодняшнего дня.
ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КЭШ»
12.08 —
(село Ширяево, Самарская область)
Куратор: Неля Коржова
Художники: группа Serious Collision Investigation Unit Coalition: Феликс Гмелин, Алан Армстронг, Йоаким Форсгрин, Микаеэль Горальски, Аманда Харсмар, Ронак Моштаги, Кьерсти Аустдаль (Норвегия); Пауло Паэс (Бразилия); группа Radesign: Антон Раков, Юлия Ратиева (Россия); Дарья Емельянова, Дмитрий Кадынцев (Россия); группа ЖКП: Виталий Черепанов, Анна Минеева (Россия); Доминика Скутник, Марек Франковски (Польша); Antibody Corporation: Адам Роуз, Эйприл Поллард (США); Эрика Делленбах (США), Мерседес
Стратегия основного проекта Ширяевской биеннале основывается на взаимодействии исследовательских принципов актуального искусства с природными и ментальными ценностями «места».
Основной проект Центральное событие Ширяевской биеннале предлагает новую форму презентации современного искусства — «Номадическое шоу», объединяющее отдельные произведения в целостный синтетический проект с активным вовлечением зрителей в художественный процесс в рамках однодневной выставки- путешествия.
Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель с проживанием художников в домах местных жителей 12.08 —
«Номадическое шоу» — возникло из слияния двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». Действие происходит только один день в формате однодневной
Сегодня как никогда тема «наличных» актуальна в ситуации виртуальных платежей, при которой мы все вынуждены жить в долг. Эта новая реальность приобретает тотальный характер через систему кредитов и обостряет непосредственную зависимость каждого от непрерывного роста инфляции и бесконечных кризисов. Каждый человек жаждет накоплений как гарантии безопасности и свободы, но если раньше кредит основывался на партнёрском доверии и рисковал дающий, то сейчас ситуация прямо обратная: рискует прежде всего заёмщик. Произошла явная подмена понятий. «Креди́т» восходит к лат. «credere», что означает «доверять». Именно «солидарность» была изначальной основой взаимоотношений долга.
Искусство последних тридцати лет реагирует на эту мутацию акцентированным отказом от материального воплощения произведения, которое все меньше выражено через предмет, и всё больше обращается к коммуникативным функциям. Визуальность ускользает, тяготеет к процессуальности, тому, что нельзя пощупать. Эта стратегия направлена на поиск новых визуальных кодов и форматов диалога. Отрицая апробированные формы зрелищности, она ищет возможность показать нечто большее. Обострился конфликт между экономическим и аксиологическим. Глобализм не допускает самобытности как таковой, перемалывая индивидуальное желание в сетевой продукт коллективных желаний. Этот болезненный вопрос затрагивает аутентичность автора, художественные инициативы и институции. Даже музей, с которым традиционно связывался вопрос об автономии произведения, перестаёт быть местом гарантированной безопасности. Теракт в Пальмире явил новую, страшную реальность — хранилище сокровенного оказалось в эпицентре взрыва.
В то же время нельзя не замечать, как система современного искусства использует художественные события для достижения экономических и политических целей. В этой связи фигура «живого» художника становится тем самым «кэшем». Выступая объектом и субъектом исследования и построения новых ценностей искусства, он «здесь и сейчас» обнажает основы взаимоотношений между государством, рынком и обществом.
Говоря о жизни в долг, нельзя обойти стороной тему общего долга, ответственности, лежащей в поле коллективного бессознательного. Художник готов сделать эту тему зримой через наивный и щедрый жест дарителя. Возможно, «наивность» (понятая как самость творца, неравного самому себе) и есть тот «кэш», который лежит в основе культуры народов. «Наивность» можно рассматривать как платформу открытости и солидарности, которая помогает жить, а не выживать в условиях постоянной борьбы. И там, где отчаяние сталкивается с инаковостью, художник готов брать на себя эту ответственность. Доминика Скутник и Марек Франковски (Польша) в проекте «Брилианты для горы: ожерелье» переосмысляют понятие материальной «ценности», как концептуальное подношение Природе, внедряя подлинные бриллианты в Жигулевские горы в окрестностях села Ширяево. В результате обычные камни природы и обработанные, драгоценные камни оказываются в тесном соседстве. Обыгрывая традиции и эстетику
Антон Раков и Юлия Ратиева (Самарская группа «Радизайн») представляют кинематической проект «Larifuga — проект бродячей мастерской». Авторы работают с такими сущностными понятиями, как «место» и «время», представляя их в едином движущемся объекте, где зритель может быть модератором движения.
«Жесткий леденец», работа
Солидарность является основой творческого исследования группы из Норверии и швеции «Serious CollisionInvestigation Unit» (Феликс Гмелин, Алан Армстронг, Йоаким Форсгрин, Микаеэль Горальски, Аманда Харсмар, Ронак Моштаги, Кьерсти Аустдаль).
В перформансе «Антимиры» по мотивам стихотворения Андрея Вознесенского авторы из США Адам Роуз и Эйприл Поллард, называющие себя Antibody Corporation, исследуют концепцию «физической валюты» как идеи «телесного обмена», используя местный ландшафт в качестве символа «общего тела Земли». Художники ставят целый ряд вопросов: какую форму примет этот обмен — будет ли он осуществляться в общепринятых рамках института наемного труда, где на продажу выставляется трудоспособность потенциального работника? Или же в более прямолинейной и грубой форме рабства? А можно ли танец, уподобив его деньгам, сделать посредником «телесного обмена»?»
В проекте Ольги Киселевой (Франция) «Ширяевская валюта» реальность денежной̆ единицы смешивается с ее виртуальной ценностью, а современные стратегии с традиционными технологиями. Что происходит с этическими ценностями, когда экономические переживают крах? Отметим, что в постиндустриальной современности деньги как таковые представляют собой вымышленную категорию, лишенную материального эквивалента и являющие собой абстрактную ценность. Мы наблюдаем период их явной мутации. В то же время, деньги служат уникальным объединяющим феноменом и потому каждое сообщество имеет возможность выпустить собственные деньги.
Неля Коржова, куратор основного проекта IX Ширяевской биеннале