Симпозиум «О музее нематериального» заявлен как передвижная дискуссионная платформа IX Международной Ширяевской биеннале современного искусства. Он посвящён разработке стратегических концептуальных методов новой музейной практики.
Тема 2016 Ширяевской биеннале «Кэш» — «вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения людей друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка». Музей как художественная институция оказывается здесь стратегически важным объектом, поскольку обналичивает запросы современного общества и исследует его потребности, традиционно играет ключевую роль в формировании и развитии культуры исторической памяти общества, выступает катализатором художественных процессов современности.
Ширяевская биеннале выбрана как событийная рамка симпозиума, поскольку за историю своего существования стала культурным брэндом региона и точкой сборки международных художественных инициатив, предложила новую практику экспонирования современного искусства. Основной проект биеннале включает приобщение и обращение зрителя в процесс и состав нового опыта восприятия современного искусства, который избегает готовых формул успеха и доступа к событию и не попадает в формат чисто «культурного досуга и развлечения».
Симпозиум посвящен осмыслению регионального и мирового опыта музеификации искусства, включая его актуальные практики, а также проблемам создания полифункционального ресурсного центра для развития современного искусства в Средневолжском регионе.
День первый
Роман Коржов: Наш симпозиум посвящён теме нематериального, поскольку номадическое шоу в рамках основного проекта биеннале связано с нематериальным производством. Пограничное состояние «материальное/нематериальное» мы, кураторы, выстраивая проект, связали с темой «кэша» как некоего остатка, того, что остаётся «в наличии».
Также симпозиум предполагает обсуждение существования и функционирования новой институции в Самаре — Средневолжского филиала ГЦСИ на
Виктор Мизиано: Сюжет обсуждения и его интрига обозначены Романом. У кураторов ширяевской биеннале есть уникальный опыт многолетнего проведения выставочного проекта, во многих пунктах нарушающего устоявшийся формат большой выставки биеннального типа, мегавыставки. Опыт номадической, эфемерной выставки уникален и интересен.
Неля Коржова: Почему тема «Кэш»? Для всех нас, жителей постиндустриальной эпохи, таких, как я, проблема наличных встала очень остро. Я испытываю беспокойство, что получаю зарплату на карточку. У меня нет контакта глаза в глаза с тем, кто это делает, но я понимаю, что нахожусь в
Встаёт такой вопрос, что я постоянно
По поводу музея. Террористический акт в Пальмире вывел искусство на
Роман Коржов: Хотел бы добавить одну вещь. Виктор заметил, что Ширяевская биеннале не вписывается в контекст больших выставок, оказываясь во многом экспериментальным проектом. Музейное пространство, где обычно выставляются работы биеннале, заранее уже обрамляет показ. Условно мы имеем здесь «белый куб». В нашем же случае традиционная рамка репрезентации искусства отсутствует. Мы постоянно меняем места. Рамка здесь постоянно меняется. Вопрос, какова же она, если встреча с искусством всё же происходит? Важным компонентом номадической выставки является отсутствие медиатора, посредника между художником и зрителем. В этот момент и появляется нечто новое, что мы пытаемся осмыслить как новый эксперимент.
Виктор Мизиано: Рамка — это не только стены, это понятие символическое. Названием «ширяевская биеннале» рамка вполне очерчена, мы здесь находим сложившийся формат. Поставить новые подпорки под эти символические стены, возможность прочертить более отчётливо институциональные рамки эксперимента даёт новая институция — музей.
Второе замечание. Смею предположить, что с того самого момента, когда вы решили делать биеннале, сама специфика места, не только ваше воображение, задала формат — номадизм, эфемерность.
Для меня самой яркой иллюстрацией в современной европейской и американской социологии искусства явилось понятие «глокального», в котором объединены два базовых измерения современности: глобальное и локальное. Глокальное — нечто, что и есть глобальное, но не растворяется в нём, чуткое и внимательное к месту. Ваш проект для меня глокален, он не замыкается в провинциализме, но ведёт диалог из этого вот места с глобальными проблемами. Не мейнстрим, но и не провинция, интернациональный проект, который вырастает из конкретного места, чуток к нему. Примеров такого рода успешного осуществления локального измерения немного, а в России их можно пересчитать на пальцах. Сочетание интернационального духа и проблем сегодняшнего дня, способность кураторов извлекать массу идей, интеллектуальных кодов из места, из которого ведётся диалог с глобальными проблемами, отличают ширяевский проект от многих других биеннале, включая московскую.
Я это говорю сейчас, потому что проблема состоит в том, как перенести опыт биеннале в музей. Вам нужно, на мой взгляд, создать институцию нового типа, которая бы также тонко откликалась на глобальные проблемы, не утрачивая связь с местом из которого вы говорите. Думая, что делать, нужно думать о своём контексте, о тех людях, которые здесь живут. Проблемы этих людей, уязвимость самого места, даже слабости подскажут интересные идеи, ходы выставочной политики, помогут выработать отвечающие решению такого рода задач общие стратегии.
Виталий Пацюков: Маленькая реплика, которую я свяжу с перформансом «Обмен или любовь», показанный самарскими художниками, где была очерчена геометрия/ топография пространства обмена и пространства любви. Какова роль зрителя в образованном организме? Зритель выбирал, каким будет это пространство. Моменты его выбора фиксировались на руке девушки, тело, рука превращались в своеобразный компьютер, накопитель и преобразователь информации. Территория перформанса изменялась в зависимости от нашего поведения, в конце перформанса могло произойти совместное передвижение, но девушка в результате зрительского выбора ушла, покинула его «территорию», назовём её территорией культуры. Сама эта территория обрела органику, превратилась в самостоятельный организм, который начинает жить непреднамеренно и способен начинать новые процессы. Та органика процесса взаимодействия, которая здесь возникла, привела к изменению территории, в неё вошла вода, по которой уплывает юноша, территория перформанса здесь развивается, обретает дополнительные смыслы, границы здесь движутся сами.
Виктор Мизиано: Я всё же имел в виду не метафизику пространства, которая выявлена Виталием Пацюковым, но интегрированность проекта в некие социальные условия. Инфраструктурная бедность Ширяево подсказала самое ценное, что, на мой взгляд, есть в проекте — это эфемерность выставки, номадизм биеннале. Совет: создавая новую институцию современного искусства в Самаре, не нужно делать ошибку периферийных кураторов и делать ещё один
На самом деле, разговором о локальном надо было завершить симпозиум. Но мне хотелось подвести к выступлению коллеги из Нижнего Новгорода, директора
Анна Гор: Я начну
Так же с музеем. Музей нематериального — очень удачная метафора, потому что мы с вами привыкли, что музей — это
Форма диалога может быть разная. Например, вчера прошло открытие объекта перед зданием Арсенала. Он представляет собой полый ствол дерева. Он сделан специально, это такие большие деревянные части, складывающиеся в туннель, внутри которого маленький ребёнок может узнать, как построено дерево. Он может потрогать корни, пощупать кору, увидеть годовые кольца, тактильно их ощутить, там лежат листья в определённой части дерева. Это как бы изнутри постижение окружающей действительности маленьким ребёнком. Но это не отдельный предмет, который представляет собой забавную современную интерактивную детскую площадку. Это параллельная программа серьёзной взрослой большой «Жизнь живого» выставки, которая идёт в Арсенале. Это очень важный принцип нашей работы, принцип матрёшки, когда одно вставляется в другое, становится более крупным, смыслы наращиваются и укрупняются. А сама выставка «Жизнь живого», которые сделали кураторы, сотрудник центра Алиса Савицкая и художник Артём Филатов, рассказывает о том, что город — это система, где всё связано со всем. Она состоит из трёх разделов, один раздел — это резиденция для трёх авторов из Воронежа, Москвы и
И третья часть, очень важная, находится в большом музейном пространстве, это коллекция ГЦСИ, где крупные глобальные имена представлены в контексте размышления о городском пространстве, о городе, человеке, о взаимосвязях. Диапазон имён от Родченко до Кунеллиса, от Балкенхол до Нины Котёл, это очень хорошо вводит зрителя в контекст того, что проблемы нашего города — это проблемы всех городов. И, таким образом, мы отвечаем на очень важный вопрос, дискуссии о котором возникает в разных сообществах горожан, о том, куда развиваться городу, как жить дальше, как расстаться с тем, что невозможно сохранить, но что всем очень дорого, например, старые одноэтажные, двухэтажные деревянные дома, в каких домах будут жить наши потомки, и вообще как мы существуем на этой территории. Выставка про то, как мы существуем, но средства, которые используются для установления диалога — это то, что думают по этому поводу художники.
В любом случае,
Виктор Мизиано: Меня не смущает идея музея без коллекции. Но тем не менее, не закрадывалось ли в вас за эти годы подозрение, что вы отказались от формирования коллекции на том основании, что по большому счёту, что у вас была на этом первом этапе масса других задач? Нет ли у вас ощущения, что со временем желание начать собирать коллекцию у вас появится? Я солидарен с теми, кто уговаривал вас не собирать коллекцию. Я понимаю, почему. Хотелось отказаться от представления о музее как универсальном полотне художественного развития страны, национального, или мирового развития. От модели центра Помпиду, MOMA в
Олеся Туркина: И опыт Арсенала, и Ширяевской биеннале несёт для всех нас очень важные моменты, как для государственного музея, так и независимых институтов. Когда Анна Марковна говорила о возможной работе с коллекциями других музеев, она имела в виду пример взаимодействия ГЦСИ и Русского музея, это был номадизм был в квадрате. Арсенал был в процессе реставрации и поэтому Нижегородская ГЦСИ сделала выставку из Русского музея в Художественном музее Нижнего Новгорода. Не музей Нижнего Новгорода сделал, а именно ГЦСИ, поскольку транспортировка, страховка — это очень ответственные вещи, тут очень чёткий менеджмент, который есть у Ширяевской биеннале и деятельности Арсенала.
На момент выставки из Русского музея количество зрителей в музее увеличилось в
Виктор Мизиано: Ремарка, закрывающая дискуссию. Я абсолютно согласен с огромными ресурсами и абсолютной современностью номадического подхода к показу, осмыслению искусства, видение его истории. Номадизм как принцип очень важен. Но как не верно было бы впадать в крайности глобального, или локального, было бы неверно абсолютизировать номадизм как универсальную методологию. Точно также, как, разумеется, было бы ошибочным и даже реакционным говорить о вечных ценностях, не говоря о скрепах и тому подобном, как и о типологии устойчивого, что неизбежно возникает, когда начинаем говорить о типологии абсолютного и вечного. Некое понятие между стационарным, между верностью месту, между «верностью» вообще (понятие Алена Бадью) и понятием, которое может быть эквивалентом глокального, который ввела Катрин Малабу, это пластичность. Пластичность — это нечто, что можешь менять, подстраивать к новым обстоятельствам, так можно пластично мять мяч, до