30-дневный пробный период закончился
Если вы владелец этого сайта, купите Netcat Standard, чтобы получить полнофункциональную версию и техническую поддержку на год.
2022: ДОВЕРИЕ
2018: ЛИКОВАНИЕ
2016: КЭШ
2013: ЭКРАН
2011: ЧУЖЕСТРАНЦЫ
2009: АМЕРИКА
2007: ДОМ
2005: ЛЮБОВЬ
2003: ЕДА
2001: ТАКТИЛЬНОСТЬ
1999: ПРОВИНЦИЯ

Общая информация

Общая информация

VII международная биеннале современного искусства, Ширяево, Самара

Ширяевская биеннале «: между Европой и Азией» — самое крупное и аутентичное событие современного искусства в Самарском регионе.

Ширяевская биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999, в традиционном русском селе Ширяево, расположенном на берегу реки Волга и Самаре.

1999 год — «Провинция: между Европой и Азией»
2001 год — «Тактильность: между Европой и Азией»
2003 год — «Еда: между Европой и Азией»
2005 год — «Любовь: между Европой и Азией»
2007 год — «Дом: между Европой и Азией»
2009 год — «Америка: между Европой и Азией»
2011 год — «Чужестранцы: между Европой и Азией»

В биеннале принимали участие художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Литвы, Эстонии и Армении. Опубликованы каталоги — 1999, 2001, 2003, 2007, 2009 годы, CD — 2005.

Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией».

В рамках темы 2011 года предлагается исследовать стереотипы представлений о «других» в контексте процессов и явлений между Европой и Азией.

Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента — дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт рынка.

Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации — «Номадическое шоу».

Ширяевская биеннале предлагает альтернативу не только традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба» музейного пространства, но и стратегию независимости от вертикали власти в искусстве.

«Номадическое шоу» это симбиоз двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». «Номадическое шоу» — центральное событие биеннале. Действие происходит только один день в течение 8 — 9 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет личное время для презентации. Чтобы стать свидетелями этого события большинство зрителей приезжают из Самары специальным кораблем. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, СМИ и местными жителями, осваивая все новые очаги искусства и вовлекая в свое шествие все новых участников.

Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей — начинается от пристани и заканчивается в горах.

Село Ширяево привлекательно для широкой зрительской аудитории, как одно из красивейших мест Самарской луки. Это можно сравнить с феноменом Венецианской биеннале, когда помимо искусственных форм красоты (то есть самого искусства) притягивает природная и историческая красота самого места. В селе, основанном в 17 веке, последние 200 лет велась активная добыча известняка, вследствие чего, обступающие его горы все изрыты штольнями, соединяющимися с природными пещерами, характерными для этих мест, что весьма интересно для туристов, и аутентично используется художниками.

В Ширяево легче всего добраться водным транспортом и эта особенность используется устроителями мероприятия, как особый вид водного хеппенинга — пролог и эпилог «Номадического шоу»

В Ширяево работали художники Репин, Васильев (существует дом-музей Репина), в советское время это было известное место проведения пленэров.

В этом аспекте биеннале интересна, как внедрение актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы.

Первое упоминание о селении «Ширяево» в исторических документах относится к 1643–1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, увидевшего эти места в мае 1703 года. В его книге есть строки: «В 9 часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20 верстах от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка».

С 2001 параллельные проекты биеннале (выставки, мастер классы и т. д.) реализовывались на выставочных площадках Самары, поскольку мероприятия, проходящие в Ширяево, не могут принять всех желающих. Это позволяло расширить структуру биеннале яркими художественными событиями и более полно удовлетворить зрительский интерес.

Председатель организационного комитета биеннале
Анна Гор
Комиссар биеннале
Роман Коржов

Куратор биеннале
Неля Коржов

Куратор группы художников из Штуттгарта
Ханнс-Михаель Руппрехтер

Куратор проекта «Пираты»
Александр Панов

Кураторы проекта "Столкновение дискурсов"
Мартин Шибли

Кураторы проекта "STRANGE ··· STRANGER ··· STRANGEST"
Ханнс-Михаель Руппрехтер
Владимир Логутов

Пресс секретарь
Амир Сайфулин

Координатор по связям с общественностью в Нижнем Новгороде Ольга Татосьян

Координатор по международной деятельности
Алексей Прокаев

Художественные иституции — партнеры биеннале

  • ГУК СО «САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ»
  • ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ»
  • ГАЛЕРЕЯ «АРТ-ЦЕНТР»
  • ГАЛЕРЕЯ 11 КОМНАТ
  • ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ «АРТ-ПОЛИС»
  • ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВИНЗАВОД
  • ПЛОЩАДКА МОЛОДОГО ИСКУССТВА СТАРТ
  • МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, Г. КАЛЬМАР, ШВЕЦИЯ
  • STUTTGARTER KUNSTVEREIN E.V.

Партнеры биеннале:

  • МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
  • ГУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»
  • АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
  • АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК
  • ООО «САМАРА — ЦЕНТР»
  • ЭКСПО-ВОЛГА
  • САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • NEWS OUTDOOR САМАРА, ООО «АПР — СИТИ / ТВД»
  • СТУДИЯ ШИРОКОФОРМАТНОЙ ПЕЧАТИ «АЛЬБАТРОС»
  • ГОСТИНИЦА «БРИСТОЛЬ-ЖИГУЛИ»
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВЯТОГО ГЕОРГА В САМАРЕ

Международные партнеры биеннале:

  • ПОСОЛЬСТВО ШВЕЦИИ В МОСКВЕ
  • ШВЕДСКИЙ СОВЕТ ИСКУССТВ
  • IASPIS МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ ШВЕДСКОГО ГРАНТОВОГО КОМИТЕТА ИСКУССТВ
  • ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ
  • АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ САМАРА
  • ПОСОЛЬСТВО ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ В МОСКВЕ
  • НЕМЕЦКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ИМ. ГЁТЕ
  • ФОНД ИМ. РОБЕРТА БОША
  • ПРОГРАММА «ДНИ ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ»
  • АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШТУТТГАРТ
  • ЭСТОНСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ
  • АВСТРИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ

Информационные Партнеры:

  • OPENSPACE.RU
  • ГАЗЕТА «КУЛЬТУРА»
  • ГАЗЕТА «МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»
  • ИНФОРМАГЕНТСТВО КУЛЬТУРА GIF.RU
  • PHOTOGRAPHER.RU
  • ARTINFO.RU
  • ГАЗЕТА «ВОЛЖСКАЯ КОММУНА»
  • ЖУРНАЛ «АСС ПРОЕКТ ВОЛГА»