ДОВЕРИЕ

О Биеннале

Ширяевская Биеннале организована в 1999 году самарскими художниками Нелей и Романом Коржовыми при активном участии Ханнса-Михаеля Руппрехтера и Штуттгартского союза художников (Stuttgarter Kunstverein e. V.) из Германии и группы художников из Казахстана под руководством Рустама Хальфина.

Биеннале проводится в старинном российском селе Ширяево на берегу Волги — одном из самых красивых мест Самарской луки, окруженным со всех сторон Жигулевским заповедником.
С самого начала и до 2013 года организатором Биеннале был основанный Коржовыми Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства».

С 2007 года со-организатором Биеннале стал Приволжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

С 2014 года в Самаре открывается Средневолжский филиал Государственного Центра Современного Искусства в связи с передачей в оперативное управление ГЦСИ Фабрики-кухни завода им. Масленникова, памятника конструктивизма, архитектор Е. Н. Максимова, 1932 г., на территории которого в этом же году был реализован специальный проект Ширяевской Биеннале «Бурлаки: между Европой и Азией».

С 2016 года организатором Биеннале становится Средневолжский филиал Государственного Центра современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Самарской области. В этом же году Ширяевская Биеннале расширяет рамки «между Европой и Азией» до глобального контекста и меняет периодичность проведения с нечетного года на четный.

В 2020 в связи с переходом филиальной сети ГЦСИ из состава РОСИЗО в состав ГМИИ им. А. С. Пушкина, организатором Биеннале является переименованное подразделение — Средневолжский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, но проведение 11-ой по счету Биеннале было отменено из-за пандемии коронавируса.

XI Ширяевская Биеннале современного искусства: ДОВЕРИЕ состоится в 2022 году.

Начавшись как экспериментальный проект, Ширяевская Биеннале сегодня стала самым известным в международном сообществе проектом Самарского региона в сфере современного искусства. Целью этого эксперимента было устроить «встречу» современного искусства с традиционным и прагматичным укладом жизни волжского села. Стратегия Ширяевской Биеннале направлена на поиск новых форм коммуникации современного искусства в социальной среде и развитие перспективных тенденций визуального искусства в глобальном контексте. В разное время участниками Биеннале становились художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Австрии, Италии, Литвы, Эстонии Армении, Дании, США, Нидерландов, Сингапура, Норвегии.

Важной составляющей структуры Биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент в области современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента — дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт-рынка. Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации — «Номадическое шоу». Ширяевская Биеннале предлагает альтернативу не только традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба», но и стратегию независимости от «вертикали власти» в искусстве.

Центральное событие Биеннале — «Номадическое шоу» — это симбиоз двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадическое». Действие происходит только один день в течение 7–8 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет персональное время для презентации. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, осваивая все новые очаги искусства. Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т. д. Маршрут выстраивается по возрастающей — начинается от пристани и заканчивается в горах.

Парадоксальным образом, экспериментаторский дух Ширяевской Биеннале стал традицией, была выработана жизнеспособная формула «эксперимент-традиция-эксперимент». До 2014 года идейной основой этого эксперимента было исследование «культурных стереотипов» на границе выбранной геополитической рамки — «между Европой и Азией», которая, в сущности, также является сложившимся и часто употребляемым штампом в политике, культуре, экономике и др.
Официальный сайт Ширяевской Биеннале — http://shiryaevo-biennale.ru

Список Биеннале по годам:

2022 — «Доверие»
2018 — «Ликование»
2016 — «Кэш»
2014 — специальный проект Ширяевской Биеннале «Бурлаки: между Европой и Азией»
2013 — «Экран: между Европой и Азией»
2011 — «Чужестранцы: между Европой и Азией»
2009 — «Америка: между Европой и Азией»
2007 — «Дом: между Европой и Азией»
2005 — «Любовь: между Европой и Азией»
2003 — «Еда: между Европой и Азией»
2001 — «Тактильность: между Европой и Азией»
1999 — «Провинция: между Европой и Азией»

История Ширяевской биеннале (PDF, 40 mb)